Динамика продаж автомобилей и ожидания потребителей

В феврале 2025 года российский авторынок продемонстрировал временное снижение активности: объёмы продаж новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей сократились на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув отметки в 80 тыс. единиц. Данные были озвучены Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) 5 марта.
Перспективы восстановления рынка
Эксперты отмечают, что текущие показатели стали минимальными за последнее десятилетие, если не учитывать кризисный 2023 год. Однако аналитики связывают ситуацию не только с сезонными колебаниями и изменениями в налоговой политике, но и с растущим интересом потребителей к потенциальному возвращению на рынок международных автопроизводителей. Многие автолюбители предпочитают отложить покупку, ожидая расширения ассортимента и новых предложений.
«Февральские результаты подтвердили прогнозы на первое полугодие. Повышение утилизационного сбора, изменения в кредитной политике и налогообложении временно повлияли на спрос. Однако это открывает возможности для перестройки рынка», — подчеркнул Алексей Калицев, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Региональные лидеры и популярные бренды
За первые два месяца года россияне приобрели более 170 тыс. новых автомобилей. Лидерами по объёмам продаж стали Москва (21,2 тыс.), Московская область (13 тыс.) и Санкт-Петербург (9,8 тыс.). Среди производителей уверенно лидирует Lada, занимая треть рынка. В топ-10 также вошли китайские марки: Haval, Chery, Geely и другие, демонстрируя разнообразие выбора для потребителей.
Оптимистичный взгляд в будущее
Несмотря на временные сложности, эксперты видят потенциал для роста. Улучшение международного диалога создаёт предпосылки для возвращения в РФ известных автобрендов, что может revitalize рынок и предложить покупателям инновационные решения. Ожидания потребителей и готовность компаний к сотрудничеству формируют основу для позитивных изменений в ближайшие месяцы.
Современные изменения в налоговой политике и условиях кредитования оказывают заметное влияние на авторынок. При этом важно отметить, что основные колебания коснулись преимущественно сегмента импортных автомобилей, в то время как отечественные производители сохраняют стабильность. Об этом рассказал руководитель по работе с партнёрами каско в одном из финансовых маркетплейсов Евгений Фатьянов.
Снижение спроса на машины зарубежного производства частично объясняется изменениями на международной арене и ожиданиями потребителей. Некоторые аналитики связывают это с возможным возвращением в страну ранее ушедших брендов, что вдохновляет покупателей на более взвешенные решения.
«Текущие данные февраля показывают, что рынок переживает период оживлённого ожидания. Улучшение международного диалога открывает перспективы для расширения ассортимента, что позитивно сказывается на настроениях автолюбителей. Многие клиенты временно откладывают покупки, надеясь на возвращение проверенных марок и обновлённые предложения», — подчеркнул эксперт.
«Вернуть доверие покупателей»
Напомним, в 2022 году авторынок столкнулся с серьёзными вызовами, но уже к концу 2023-го начался уверенный рост благодаря активному выходу на сцену китайских производителей. Это позволило увеличить продажи до 1,06 млн единиц, а в 2024-м показатель превзошёл докризисные значения, достигнув 1,57 млн. Несмотря на временное снижение активности в начале 2025-го, аналитики уверены в скором восстановлении тренда.
«Мы оптимистично смотрим на перспективы второго полугодия и рассчитываем на поддержку государства, которая стабилизирует спрос. Это позволяет сохранить прогноз на уровне 1,4 млн проданных автомобилей в текущем году», — отметил Алексей Калицев.
Евгений Фатьянов также выражает уверенность: даже при возможном умеренном снижении в 2025-м продажи останутся значительно выше показателей 2022–2023 годов. Дмитрий Сычёв добавляет, что при снижении инфляции и смягчении кредитной политики рынок может вновь превысить отметку в 1,5 млн единиц. Эксперты единодушны — возвращение международных брендов станет дополнительным стимулом для роста.
«Успешное возвращение компаний на российский рынок откроет новые возможности и может поднять продажи до уровня прошлых лет. Ключевым фактором станут продуманные стратегии, включающие инвестиции в технологии и клиентский сервис. Те бренды, которые предложат выгодные условия и восстановят доверие, быстро укрепят свои позиции», — поделился мнением Артур Леер.
Среди вероятных кандидатов на возвращение аналитики выделяют марки, исторически популярные в России, такие как Volkswagen, Renault и Toyota. Отдельные эксперты предполагают, что инициаторами могут выступить компании из стран, ранее оперативно покинувших рынок, что создаст дополнительные возможности для обновления ассортимента.
«Американские автопроизводители, возможно, не станут налаживать здесь производство, но восстановить поставки машин — вполне реально! Скорее всего, фокус будет сделан на премиальные модели в ограниченных партиях. Это станет ярким жестом, демонстрирующим стремление к партнёрству и развитию диалога. Среди европейских брендов, уверен, первыми проявят инициативу французы — их исторический опыт подсказывает, как гибко адаптироваться к переменам и выбирать стратегически верные решения. А вот немецкие компании, в силу своей принципиальности, пока займут выжидательную позицию, строго следуя установленным нормам даже в ущерб прибыли. Это откроет дорогу азиатским производителям — корейским и японским брендам, которые, к счастью, свободны от излишней бюрократической нагрузки», — поделился мнением Тимерханов.
Источник: russian.rt.com