Секретные ограничения для аэрофотосъемки: перемены на горизонте

В ближайшее время в России может начаться важная трансформация правил, касающихся обработки и использования результатов аэрофотосъемки с применением беспилотных летательных аппаратов. Министерство транспорта (Минтранс), совместно с ФСБ, Минобороны, Росреестром и представителями отраслевых ассоциаций, готовит инициативы по упрощению и модернизации процедур снятия грифа секретности с материалов аэрофотосъемки, выполняемой с дронов.
В настоящее время эксплуатанты беспилотников вынуждены проходить сложную бюрократическую процедуру. Для разрешения на аэрофотосъемку нужно оформлять лицензию ФСБ на работу с материалами, которые могут содержать государственную тайну. После съемок данные в обязательном порядке месяц находятся на проверке у представителей Министерства обороны, где определяется, содержат ли они сведения, которые следует засекретить. Эта двухмесячная задержка, по мнению участников рынка, значительно снижает ценность информации для заказчиков — будь то анализ пожарной обстановки, выявление разливов топлива, оценка состояния сельскохозяйственных угодий или мониторинг инфраструктуры.
Проблемы устаревших регламентов и механизмы их обновления
Действующая регуляторная база по работе с аэрофотосъемкой дронов во многом основана на советских инструкциях, таких как СТГМ-90 и ПАРО-90, содержание которых по-прежнему находится под грифом секретности. Сложные и архаичные процедуры оформления разрешений и многократных экспертиз заметно тормозят внедрение современных технологических решений в сфере воздушного мониторинга с помощью БПЛА.
По обновленной инициативе Минтранса, планируется определить четкие и прозрачные правила осуществления аэрофотосъемки так, чтобы интересы государственной безопасности были гармонично согласованы с запросами бизнеса, агропромышленности, энергетики, транспортных компаний и организаций по ликвидации чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день основной барьер для операторов беспилотной техники заключается в необходимости получения дополнительных согласований, прежде всего, со стороны Генерального штаба Вооруженных сил РФ.
Голос отрасли: диалог с ключевыми игроками и пути развития
Инициативы по модернизации правил аэрофотосъемки с БПЛА поднимаются на различных уровнях с 2018 года. Ассоциации и ведущие организации в секторе беспилотников — такие как «Аэронекст», «Геоскан», «Русдронопорт», «Лаборатория будущего», «Транспорт будущего», «Флай Дрон», а также такие высокотехнологичные игроки, как «Яндекс», не раз направляли в профильные министерства предложения по оптимизации процедур. Генеральный директор «Аэронекст» Глеб Бабинцев подчеркивал, что отрасль остро нуждается в корректировке действующих нормативов. Необходимость оперативного реагирования на запросы клиентов, связанных с анализом окружающей среды, оценкой инфраструктуры и сельского хозяйства, требует от операторов дронов гибкости и быстроты, которую нынешние правила обеспечить не могут.
В последние месяцы представители бизнеса активно взаимодействуют с Минтрансом, Минобороны и Минпромторгом, обосновывая необходимость внесения изменений в действующие правила. Сущность предложений заключается в создании единого цифрового окна для подачи заявок операторами БПЛА, сокращении сроков проверки и внедрении гибкой системы классификации данных в зависимости от территории и целей съемки. Организации уверены: устранение избыточных бюрократических препон ускорит развитие отрасли и повысит привлекательность отечественных технологий на мировом рынке.
Государственный спрос и практика внедрения: вызовы и ожидания
В последние годы государственные структуры и региональные ведомства все чаще приобретают современные дроны в рамках реализации национальных и федеральных программ, однако многие аппараты простаивают без активного использования. Причина — отсутствие согласованных бюджетов на обработку данных и усложненная нормативная база. Согласно экспертам, заказчики теряют возможность своевременно получать критически важную информацию для предотвращения чрезвычайных ситуаций или развития новых проектов.
С 2023 года началась работа по подготовке правительственного постановления, способного упростить порядок аэрофотосъемки. Изначально документ планировалось утвердить к концу 2024 года, однако по итогам общественных слушаний и внутриправительственных согласований сроки реализации были сдвинуты. Часть представителей отрасли считает, что дальнейшие изменения вступят в силу не ранее 2027 года, однако эксперты надеются на запуск реформ уже с 2026 года.
Оптимизм рынка: ожидания и перспективы для беспилотной авиации
Российский рынок беспилотной аэрофотосъемки демонстрирует растущий потенциал, и ожидаемые законодательные изменения придадут новый импульс развитию передовых технологий. Упрощение процедур согласования и снятия грифа секретности способно открыть дополнительные возможности не только для отечественных операторов БПЛА, но и для формирования благоприятного инвестиционного климата. Технологии, продукты и сервисы компаний «Геоскан», «Яндекс», «Лаборатория будущего», «Транспорт будущего» и других флагманов отрасли смогут находить все большее применение в экологии, градостроительстве, агробизнесе, логистике и безопасности.
Повышение эффективности взаимодействия между государственными службами (Минтранс, Росреестр, Минобороны, ФСБ) и бизнес-сообществом гарантирует, что инновационные инновационные решения станут доступнее — своевременно и на законных основаниях. Впереди у беспилотных транспортных систем в России отличные перспективы — сфера готовится к качественному скачку, основанному на совместных усилиях государства, науки и бизнеса. Важно, что новые шаги, предпринимаемые регуляторами, формируют в обществе атмосферу уверенности в будущем российского транспорта и цифровой инфраструктуры в целом.
В последнее время на рынке гражданских беспилотных авиационных систем все острее поднимается вопрос об обновлении законодательства, регулирующего воздушную съемку. Многие ключевые игроки индустрии обращают внимание на важность ускорения принятия новых правил, которые позволят оперативно проводить мониторинг с воздуха, особенно для сельскохозяйственных нужд, без необходимости длительных согласований и контрольных просмотров. На сегодняшний день множество заказчиков из различных отраслей сталкиваются с трудностями из-за месячных ожиданий официального “рассекречивания” материалов съемки, что, по сути, существенно снижает ценность таких данных.
Современное положение дел в отрасли
Процесс согласования для крупных компаний с полным пакетом лицензий и сертификатов не вызывает затруднений, отмечают эксперты отрасли. Однако, ключевая проблема заключается в том, что после получения всех разрешительных документов приходится ожидать еще около 30 дней для получения заключения об отсутствии сведений, представляющих гостайну. За этот период любая свежая информация — например, о разливах нефтепродуктов, оползнях, лесных пожарах или других оперативных инцидентах — становится устаревшей и теряет свою практическую ценность. Моментальное реагирование на подобные ситуации жизненно необходимо, и промедление часто оборачивается серьезными потерями для бизнеса и окружающей среды.
Актуальность и необходимость перемен
По мнению представителей ряда компаний, оперативность — ключ к успешному применению беспилотников для сбора данных. Эксперты обращают внимание, что ожидание разрешений снижает эффективность использования дронов, особенно когда речь идет о проблемах, требующих быстрого реагирования. В результате более 70% рынка вынуждены работать “в серую” — отправлять материалы на официальную проверку, параллельно сразу используя их в рабочих целях. Современные технологии обеспечивают картографические данные в открытом доступе с высоким разрешением, что уже сейчас позволяет получать схожую информацию без необходимости долгого ожидания разрешений.
Поиск баланса в регулировании
Вопрос секретности информации остается актуальным, однако участники рынка предлагают внедрять более гибкие механизмы. Критерии, по которым аэросъемка может считаться потенциально секретной, зачастую интерпретируются по-разному в разных регионах и ведомствах. Это создает искусственные барьеры для развития индустрии и требует дополнительных финансовых вложений — например, в дорогой специализированный софт. При этом все современные беспилотники уже оснащаются средствами идентификации, и их перемещение фиксируется в национальных системах мониторинга, что позволяет всегда понимать, в какой зоне и с какой целью велась съемка.
Вместо полного снятия всех ограничений на использование аэросъемки специалисты предлагают ввести понятную и прозрачную систему зонирования. В ней заранее будут определены территории, съемка над которыми может быть разрешена свободно (например, сельхозугодья, лесные массивы), и те, где она должна оставаться под особым контролем из-за наличия важных государственных или военных объектов. Это позволит гарантировать национальную безопасность и при этом не сдерживать развитие инновационных технологий в гражданских отраслях.
Экономический вклад и перспективы развития
Российский рынок гражданских беспилотных авиасистем является одним из самых перспективных — его объем в 2024 году оценивается в 35,9 миллиарда рублей. Среди факторов роста — не только сельское хозяйство, но и строительство, энергетика, экология, транспортная инфраструктура. Все эти сферы уже сейчас ощущают явную потребность в оперативном получении данных с воздуха для эффективного решения своих профессиональных задач.
В отрасли обсуждается внедрение зонального подхода, при котором в определённых районах съемка беспилотниками будет автоматически разрешена, а в других — ограничена понятными и прозрачными правилами. Такой подход позволит качественно повысить уровень сервисов, связанных с использованием дронов, а также сделать отрасль более конкурентоспособной на международном уровне.
Оптимистичный взгляд в будущее
Развитие рынка гражданских беспилотников открывает широкие горизонты для многих сфер жизни и экономики. Отказ от устаревших правил и введение современной, понятной и гибкой системы регулирования значительно ускорит развитие технологии и приведёт к росту эффективности различных отраслей. Благодаря инновационным решениям и грамотному разделению зон, возможно достичь баланса между обеспечением национальной безопасности и созданием максимально благоприятных условий для ведения бизнеса в высокотехнологичной отрасли.
Потенциал для роста огромен — благодаря тому, что бизнес и государство готовы к открытому диалогу и поиску рациональных решений, российская индустрия беспилотных систем уверенно движется к будущему, где инновации работают на благо общества и экономики страны.
Эксперты компании «Геоскан» выступили с предложением упростить порядок аэросъёмки земельных участков для их владельцев. По их мнению, каждый собственник земли должен иметь возможность самостоятельно проводить или заказывать съёмку своего участка без дополнительных согласований, если полученные материалы предполагается использовать исключительно для личных нужд. Данная инициатива позволит значительно ускорить процесс получения информации о состоянии участков и повысить эффективность их использования. Если же владелец земли захочет передать результаты аэросъёмки третьим лицам, то, как отмечает эксперт Андрей Грудев, он должен либо самостоятельно получить согласие Министерства обороны, либо чётко осознавать свою ответственность в случае возможного раскрытия информации, относящейся к государственной тайне.
Оптимизация процедур для землевладельцев и специалистов
Инновационный подход, предложенный «Геосканом», может быть успешно применён не только частными лицами, но и различными государственными структурами, регулярно проводящими аэросъёмки. Это особенно актуально для задач мониторинга землепользования, контроля состояния прибрежных, водоохранных и лесных территорий, сельскохозяйственных угодий, а также оценки пожароопасной обстановки и других аналогичных целей. В современных условиях всё больше организаций сталкивается с необходимостью быстро и качественно собирать и анализировать данные о больших территориях, и предложенные изменения способны существенно повысить результативность их работы.
Что касается профессиональных компаний, занимающихся аэросъёмкой на коммерческих началах для сторонних заказчиков на участках, которые им не принадлежат, то для них, по мнению Андрея Грудева, логично сохранить действующий регламент. Однако этот регламент стоит усовершенствовать, чтобы сделать его понятным и доступным для всех сертифицированных специалистов отрасли. Среди наиболее значимых инноваций он выделяет внедрение защищённых и современных каналов передачи данных, например, использование специальных облачных решений, контролируемых Министерством обороны. Кроме того, крайне важно предусмотреть сокращение сроков обработки переданной информации, чтобы заказчики оперативно получали необходимые сведения.
Потенциал для совершенствования и роста
Внедрение предлагаемых изменений позволит российским пользователям земли ещё активнее использовать инновационные технологии в управлении своими участками. Упрощённые правила доступа к аэросъёмке откроют новые возможности для повышения прозрачности землепользования, создания современной инфраструктуры и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации – например, для быстрой оценки ущерба после стихийных бедствий или предотвращения пожаров. Ожидается, что такой подход принесёт немало преимуществ: от расширения доступности цифровых услуг до создания благоприятной среды для появления новых инновационных сервисов на рынке.
В целом, инициатива «Геоскан» способствует развитию современной экосистемы управления земельными ресурсами, открывая путь к более открытому, технологичному и эффективному процессу взаимодействия между собственниками, государством и коммерческими организациями. Всё это создаёт прочную основу для роста благосостояния, инновационного развития и укрепления безопасности на государственном уровне.
Источник: www.kommersant.ru





