ОАО РЖД пытается добиться от компаний согласования размера парка

В железнодорожной отрасли России наметился значительный прогресс — ОАО РЖД успешно заключило первые соглашения с операторами о взаимовыгодном сотрудничестве по оптимизации вагонного парка. Операторы выражают готовность к конструктивному диалогу по согласованию оптимального количества подвижного состава и временному выводу излишних вагонов. Ключевым условием успешного партнерства станут гарантии со стороны РЖД по обеспечению эффективного оборота и соблюдению технических стандартов.
В рамках совершенствования системы управления перевозками 4 февраля состоялось знаковое событие — подписание договоров о сотрудничестве между РЖД и двумя крупными операторами: Федеральной грузовой компанией и АО «Уголь-Транс» (предприятие в структуре УГМК и КРУ).
Руководство РЖД акцентирует внимание на необходимости оптимизации количества вагонов в системе. По словам главы компании Олега Белозерова, текущий рекордный парк в 1,383 млн единиц создает определенный дисбаланс между количеством вагонов, объемом перевозок и возможностями инфраструктуры. Ранее заместитель генерального директора РЖД Михаил Глазков отмечал наличие примерно 400 тысяч избыточных вагонов.
По актуальным данным от первого заместителя главы РЖД Сергея Кобзева, уже более 115 тысяч вагонов выведены в резерв.
Участники рынка отмечают, что новые договоры предполагают согласование с РЖД необходимого для работы количества вагонов, исходя из реальной грузовой базы. Излишний подвижной состав планируется временно выводить из эксплуатации, при этом РЖД получает право эвакуировать простаивающие вагоны.
Некоторые представители операторского сообщества указывают на необходимость доработки договоров в части баланса прав и обязанностей сторон. Важно отметить, что подписание таких соглашений является добровольным шагом.
Генеральный директор «Уголь-Транса» Хасян Зябиров позитивно оценивает нововведения: «Наша главная цель — эффективное использование вагонного парка. Вагоны должны активно работать, а не создавать помехи движению». Он подчеркивает, что новая система делает владельцев вагонов полноценными участниками процесса планирования перевозок.
«Многоуровневое планирование — годовое, месячное и декадное — позволяет оптимально выстраивать логистические схемы», — поясняет Зябиров. Он также отмечает, что при правильной организации работы и наличии достаточной грузовой базы необходимость временного вывода вагонов будет минимальной.
Появились признаки создания нового лидера железнодорожного оперирования
Операторское сообщество в целом демонстрирует готовность к конструктивному диалогу по оптимизации парка, ожидая от РЖД встречных гарантий по обеспечению эффективного оборота вагонов и соблюдению технологических стандартов. Особое внимание уделяется вопросам своевременного согласования движения порожних составов.
РЖД подтверждает единый подход ко всем участникам рынка. Компания подчеркивает, что проект договора прошел обсуждение с операторами, их предложения были учтены в итоговом документе. «Договор носит публичный характер и доступен для всех заинтересованных сторон. Единый формат будет направлен всем собственникам и операторам подвижного состава», — заявляют в РЖД.
Интересным фактом является то, что в 2014 году при сопоставимом количестве вагонов объем погрузки составлял 1227 млн тонн, что превышает текущий показатель в 1181,4 млн тонн.
На совещании с Сергеем Кобзевым обсуждались технические аспекты размещения вагонов. Емкость подъездных путей оценивается в 250 тысяч единиц, не считая путей общего пользования на 110 тысяч вагонов. Учитывая ежегодное производство более 70 тысяч новых вагонов, вопрос их размещения требует комплексного решения, особенно в отношении специализированного подвижного состава.
Источник: www.kommersant.ru