Новый подход к изучению умственного потенциала

Ранние выводы о возрастном снижении интеллекта часто основывались на сравнении разных поколений, например, 30-летних и 50-летних, в один момент времени. Однако такой метод, называемый поперечным срезом, не учитывает ключевые факторы: различия в образовании, образе жизни и социальных условиях между группами. Это могло приводить к ошибочным выводам о «пике» способностей в молодости.
Лонгитюдный анализ данных ОЭСР
Учёные использовали продольный метод, оценивая изменения у одних и тех же людей в динамике. Основой стали результаты 3263 жителей Германии, прошедших тестирование PIAAC в 2012 и 2015 годах. Программа ОЭСР измеряет информационную грамотность, включая математические и читательские навыки у взрослых от 16 до 65 лет. Для минимизации погрешностей применялись поправки на статистические феномены, такие как регрессия к среднему.
Прогресс после 40 лет и роль практики
Исследование показало: математические способности достигают максимума к 41 году, а читательская грамотность растёт до 46 лет с минимальным последующим спадом. Активное применение навыков в работе и повседневной жизни помогало участникам сохранять и улучшать их даже после 50 лет. Те, кто редко тренировал умственные функции, начинали терять их уже после 35 лет.
Образование и профессия как факторы успеха
Снижение когнитивных показателей сильнее проявлялось у людей без высшего образования и рабочих специальностей, реже использующих интеллектуальные навыки. Женщины после 40 лет демонстрировали более выраженное уменьшение математической грамотности, что, по мнению учёных, связано не только с практикой, но и с социальными аспектами.
Перспективы для активного долголетия
Хотя исследование охватило только жителей Германии и не учитывало память или внимание, его результаты вдохновляют. Регулярное чтение, решение задач и интеллектуальная деятельность становятся «тренировкой» для мозга, открывая путь к сохранению ясности ума в любом возрасте.
Источник: naked-science.ru