
В 2023 году подписание Декларации об углубленном стратегическом партнерстве между Россией и Алжиром послужило новым импульсом в развитии двусторонних связей. Однако, чтобы раскрыть весь потенциал этого сотрудничества, странам предстоит преодолеть немало задач и барьеров. Аналитики Центра внешнеполитического сотрудничества имени Е.М. Примакова в новой экспертной записке, подготовленной Василием Кузнецовым – заместителем директора Института востоковедения РАН, резюмируют текущее состояние партнерства, обозначая узкие места и перспективы. Несмотря на сохранение теплых отношений на высшем уровне и наличие богатого исторического фундамента, взаимодействие России и Алжира требует обновления формата и расширения сфер сотрудничества.
Алжир: страна стратегического значения для России в Африке
Алжир занимает значимое место не только на африканском континенте, но и в политической повестке Москвы. На северных его берегах расположена столица, именуемая так же, как и страна. Республика остается крупнейшей по территории в Африке, охватывая площадь около 2,38 млн квадратных километров и имея в 2024 году население 46,8 миллиона человек, численность которого стабильно увеличивается. Алжир долгое время находился под властью Франции и лишь после восьмилетней войны в 1962 году обрел независимость.
Сегодня, согласно данным Всемирного банка, это третья по мощности экономика из всех арабских стран. В недавнем времени Алжир вернулся в группу государств с уровнем дохода на душу населения выше среднего значения. В то же время экономика страны все еще зависит от экспорта нефти и газа: только за период 2019–2023 годов на углеводородный сектор пришлось 14% ВВП, 83% экспортных поступлений и почти половина доходов бюджета.
Динамика российско-алжирской торговли: уверенность в завтрашнем дне
Россия устойчиво входит в число ключевых внешнеторговых партнеров Алжира на африканском континенте. Только за последний год объем взаимной торговли достиг отметки в 2 миллиарда долларов. Почти рекордные значения этот показатель фиксировал в 2018 году, когда превысил 5,4 миллиарда, а самый низший уровень наблюдался в 2014 году (0,9 млрд). С 2019 года торговля стабилизировалась на умеренном, но надежном уровне — около 3 млрд долларов в год.
Преобладающими в российском экспорте в Алжир остаются машины и оборудование, а также продукция по “скрытому разделу” (коды ТН ВЭД: 84–90). По данным Российского совета по международным делам (РСМД), в структуре взаимной торговли сохраняется отрицательное сальдо со стороны Алжира, что говорит о высоком интересе республики к дальнейшему диверсифицированию товарных потоков.
Вызовы и новые задачи для современного партнерства
Специалисты Центра им. Примакова выделяют несколько главных вызовов для дальнейшего прогресса. На первом месте стоит необходимость долгосрочного диалога не только между президентами и министрами, но и между бизнесменами, экспертными кругами и институтами гражданского общества обеих стран. Если сегодняшнее сотрудничество ограничивается взаимоотношениями на уровне крупного бизнеса и ведомств, то глубокий и устойчивый прогресс потребует активизации взаимодействия малого и среднего предпринимательства, расширения вузовских, научных и культурных обменов.
Вторым существенным барьером выступает несовпадение приоритетов: Россия на текущем этапе делает ставку на увеличение товарооборота и экспорта, а Алжир сильнее заинтересован в привлечении иностранных инвестиций и развитии совместных промышленных проектов. Для полноценного движения вперед необходимо также упрощать визовый режим и активнее знакомить деловые круги с возможностями друг друга. При существующем уровне информированности бизнес-структур и текущих ограничениях по визам рассчитывать на быстрые прорывы затруднительно.
Перспективы для партнерства: от исторической памяти к новым точкам роста
Отношения России и Алжира всегда опирались на уникальный опыт взаимовыручки. В XX веке Советский Союз активно поддерживал освобождение Алжира от колониального гнета и оказывал помощь в создании административных и образовательных институтов уже в независимой республике. Этот фундамент обеспечил долгую прочность двусторонних связей, а гуманитарные, научные и военные контакты прежних лет во многом способствовали формированию доверия между элитами.
Однако сегодня такие тесные связи остались преимущественно у старшего поколения, тогда как влияние нового поколения политиков и бизнесменов, не имеющих личного опыта обучения или работы в СССР, неуклонно растет. Отныне взаимодействие требует новых форм напоминающей союз практики — обмен проектов, совместное участие в инициативах в сфере образования, цифрового развития, медицины, ИТ и сельского хозяйства обретает особое значение.
Слаженность в глобальных вопросах: акценты на суверенитете и многополярности
У России и Алжира есть общее стремление улучшать архитектуру мирового порядка и продвигать идеи многополярности, реформирования институтов ООН, а также решать актуальные международные проблемы региона – прежде всего, ситуацию на Западной Сахаре и вопросы палестинского досье. Для Алжира эти темы напрямую связаны с антиколониальной повесткой и утверждением суверенитета, а Москва традиционно подчеркивает право африканских стран самостоятельно определять свои приоритеты в глобальных институтах.
На следующем этапе сотрудничества стоит задача научиться не только поддерживать друг друга на международной арене, но и формировать координированный диалог по вопросам экономики, инноваций и новых рынков. В этом плане пример Владимир Путина и Абдельмаджида Теббуна выглядит обнадеживающе, отражая готовность к синергии во имя развития и общего блага для народов обеих стран.
Практические успехи и новые сферы роста взаимодействия
Реальное наполнение двустороннего сотрудничества уже вышло за рамки военно-технических поставок, традиционно обеспечивавших значительную часть контактной повестки. В последние годы затем актуализация агротехнического направления: как отмечал вице-премьер Дмитрий Патрушев, отвечающий за российскую часть комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, только за 2024 год объем поставок зерна, бобовых, масел и сухих молочных продуктов в Алжир составил 850 миллионов долларов. Эта динамика была особенно выражена на фоне охлаждения диалога Алжира с французскими партнерами, открыв для российских поставщиков немало возможностей.
Намечены и совместные планы по развитию энергетики, ресурсодобычи, фармацевтического сектора, логистики, цифровых решений и технологий искусственного интеллекта. Существуют серьезные интересы обеих сторон в вопросах локализации и импортозамещения: именно здесь стратегические интересы Алжира пересекаются с российскими амбициями расширять торговлю сложной техникой, фармацевтикой и машиностроением. И хотя пока за пределами военно-технического и аграрного сотрудничества реализованных “прорывных” проектов немного, закладывается прочная основа для технологического прорыва.
Одной из точек роста становится научно-образовательная сфера. В настоящее время около 2 тысяч алжирских студентов учатся в российских вузах, а заключенные в 2025 году соглашения о признании дипломов и реализации совместных учебных программ еще больше усилят приток молодых специалистов. Наиболее востребованными направлениями считаются ИТ, энергетика, медицина, фармацевтика, геология и агротехнологии, открывающие дверь для новых совместных разработок и стартапов.
Готовность к будущему: оптимизм и взаимное уважение как залог прогресса
Главными убеждениями лидеров обеих стран, Владимир Путин и Абдельмаджид Теббун, остаются суверенитет, уважение взаимных интересов и готовность к развитию долгосрочного партнерства. Все предпосылки для успеха налицо: богатый совместный опыт, мощный потенциал в торговле, науке, промышленности и образовании. Совместные инициативы, формируемые при участии таких институтов, как Центр внешнеполитического сотрудничества имени Е.М. Примакова, содействуют формированию в обеих странах новой открытой прослойки бизнесменов, ученых и предпринимателей, привнося инновационный подход во все сферы контактирования.
Российско-алжирские отношения движутся к качественно новому этапу, в котором ключевым становится развитие доверия, создание новых образовательных и предпринимательских возможностей, координация на международной арене и формирование по-настоящему сбалансированной структуры торгово-экономического обмена. Именно такой подход позволит двум странам не только сохранить, но и умножить достигнутые результаты, создав условия для динамичного и взаимовыгодного развития.
Источник: rbc.ru





