Ценовая динамика в сфере обслуживания грузового транспорта демонстрирует новые тенденции
Анализ рынка ремонта грузовых вагонов показывает умеренный рост стоимости сервисного обслуживания по сравнению с существенным удорожанием комплектующих. За прошедший год цены на ремонтные работы увеличились на 17-27%, в то время как стоимость запасных частей продемонстрировала рост от 40% до 200%. Специалисты прогнозируют значительное повышение стоимости ремонтных услуг в 2025 году — более чем на 20%, что будет обусловлено преимущественно кадровыми вопросами в отрасли.
Согласно актуальным данным, стоимость деповского ремонта грузовых вагонов в сентябре достигла отметки 104,3 тыс. рублей без НДС, что на 26,4% выше показателей аналогичного периода прошлого года. Капитальный ремонт подорожал на 17,3%, составив 151,8 тыс. рублей без НДС. Текущий отцепочный ремонт категории ТР-1 продемонстрировал умеренный рост в 2%, а ТР-2 увеличился на 9,8%.
Комплектующие демонстрируют более значительную динамику роста цен. Стоимость автосцепки увеличилась в 2,2 раза, надрессорной балки — на 46%, боковой рамы — на 45%. При этом наблюдается положительная тенденция в сегменте подшипников: кассетный подшипник подешевел на 10%, цилиндрический — на 11%.
Эксперты отмечают, что снижение стоимости металла, вызванное сокращением спроса на внутреннем рынке, может способствовать стабилизации или даже снижению цен на запасные части. Уже наблюдаются первые признаки уменьшения стоимости грузовых вагонов, что связано с прогнозируемым снижением спроса в 2025 году и высокой ключевой ставкой Центрального банка.
В октябре стоимость деповского ремонта достигла 115,1 тыс. рублей, превысив прошлогодний показатель на 23,2%. Капитальный ремонт подорожал на 13,8%, достигнув отметки 162,6 тыс. рублей. Дополнительное влияние на рост цен оказало введение новых требований к установке фрикционных клиньев при ремонте тележек грузовых вагонов.
Ожидаемое повышение цен на ремонтные работы с начала следующего года связано преимущественно с кадровым дефицитом и необходимостью повышения заработных плат специалистов. Текущий уровень оплаты труда приводит к оттоку квалифицированных кадров из вагоноремонтной отрасли.
На рынок ремонтных услуг также влияет общее состояние грузоперевозок. За три квартала наблюдается снижение погрузки на 4% и сокращение тарифного грузооборота на 5,3%. Несмотря на это, прогнозируется рост числа ремонтов вагонов в 2024 году на 6-6,5%, что составит более 440 тысяч единиц.
Эксперты отмечают значительный объем отложенных капитальных ремонтов грузовых вагонов в текущем году, что является следствием невыполнения плановых работ в 2020 и 2022 годах. В среднесрочной перспективе ожидается постепенное снижение объемов капитальных ремонтов при одновременном увеличении количества деповских ремонтов.
Источник:www.kommersant.ru